Западная цивилизация глазами мусульманина
ГЛАВА 10
ИЛЛЮСТРАЦИИ К УСТАНОВЛЕННОМУ В
ИСЛАМЕ ПОРЯДКУ
Когда мы взвешиваем поведение основоположников
ислама и поведение и систему социалистических стран и стран
'"свободного" мира, то видим разницу такую огромную, как та, что
отличает мел от сыра. Ислам против всех классовых отличий и отвергает понятия
"хозяин" и "мелкая сошка". Имаму Али принесли известие о
том, что в Басре был устроен пир в честь правителя, представителя Али, по имени
Усман бин Хунайф. Он был разгневан тем, что его правитель позволил себя втянуть
в особые отношения со "знатью" Басры и получить знак особых отличий
от сильных мира сего. Поэтому он послал строгое письмо Усману, упрекая его,
письмо, которое содержится в "Нахдж ал-балага".
После второй мировой войны все правительства
вынуждены были заняться шумными требованиями свободы и равенства. Они создали
"Всеобщую декларацию прав человека", чтобы вместить эти идеи.
Практика оказалась медлительнее наставления. Развитые страны считают трудным
признать, что различия цвета кожи и расы не являются критериями превосходства,
но лишь характерными пунктами. Ислам признал этот факт с самого начала. Первым
муэдзином Пророка был эфиоп, и он отдал свою девочку кузину замуж за Зайда бин
Хариса, который был рабом.
Однажды Пророк сказал Джувайбару, бедному негру,
обладающему огромным благочестием: "Как хорошо было бы, если бы ты мог
взять жену, которая бы разделила жизнь с тобой и была бы в помощь в этом мире и
в ином!"
Джувайбар ответил: '"Пусть моя мать и отец
будут вашей жертвой! Какая женщина была бы готова стать моей женой? У меня нет
ни здоровья, ни богатства, ни знаний, ни наружности".
Пророк ответил: "'Наш Бог отменил все права,
по которым один человек является собственником другого, как было во времена
невежества, и дал благородство тем, кто был лишен прав и угнетен до прихода
ислама. Те, кто в мрачные времена тьмы невежества были презираемы, в исламе
становятся драгоценными перед Ним. Гордыня, связанная с высоким положением в
обществе, внешностью, расой и благоволением, господствовала в дни невежества.
Ислам изменил все это и сделал всех — белых или черных, курайшитов, арабов или
неарабов — равными, как детей Адама, человека, которого Бог создал из праха. По
божьему завету, самый любимый — это самый покорный и целомудренный. О
Джувайбар, мы не знаем ни одного человека лучше тебя, за исключением любого,
если бы такой оказался, чье целомудрие и покорность превосходят твои. Иди
сейчас же к Зийаду бин Лувайду, самому благородному в бани Бийада, и скажи:
"Божий Посланник послал меня к тебе, чтобы попросить руки твоей
дочери".
Джувайбар пошел и нашел Зийада сидящим в своем
доме с группой своих сородичей. Он попросил, чтобы его приняли, сказав: "Я
пришел от Пророка, посланного, чтобы утвердить закон, с посланием. Объявлять ли
мне о нем наедине или открыто?".
Зийад ответил: "А почему не прямо здесь?
Послание от Пророка — это честь".
"Очень хорошо, — сказал Джувайбар, — Пророк
послал меня предложить тебе выдать твою дочь замуж за меня".
Зийад ответил: "Мы, ансары (т. е. те, кто
помогал Пророку в первые дни), выдаем своих дочерей замуж только за равных нам.
Иди! Передай мои извинения Пророку".
Пока Джувайбар возвращался, Зийад раскаялся и
послал человека, который догнал Джувайбара и привел его обратно. Зийад сказал с
величайшей учтивостью: "Пожалуйста, усаживайся и подожди здесь, пока я
вернусь". Затем он отправился повидаться с Пророком, которому сказал:
"Пусть мой отец и мать будут твоей жертвой! Джувайбар пришел от тебя с
посланием ко мне, на которое я желал бы дать ответ лично. Вот оно. Мы, ансары,
выдаем наших дочерей замуж только за равных нам".
Основатель ислама ответил: "О Зийад!
Джувайбар — это человек веры и, следовательно, ровня женщине веры; ибо любой
мужчина — мусульманин — ровня любой женщине-мусульманке. Поэтому выдавай свою
дочь замуж за него и не считай это позором — иметь такого зятя, как он".
Зийад пошел домой и рассказал своей дочери, что
произошло. Она сказала: "Дорогой отец! То, что показалось Пророку благом,
и его приказание, чтобы ты сделал Джувайбара своим зятем, бесценно!" Зийад
принял его и поставил среди людей своего племени, где он признал его своим
зятем и отдал ему свою дочь в жены. Он сам обеспечил приданое своей дочери: и
для них сделали дом со всей необходимой обстановкой и оборудованием. Так
случилось, что дочь Зийада стала праматерью одного из величайших курайшитских
племен, а чернокожий Джувайбар праотцом того же племени, человек, чьи руки в этом
мире были пусты, но кто был богат по отношению к Богу и кто заработал вечную
славу за красоту своей души.
Рассказывают, что однажды трое мусульман,
принадлежащих к трем различным народам, а именно: иранец Салман, византиец
Сахиб и эфиоп Билал сидели вместе, когда к ним присоединился один араб по имени
Кайс. Этот араб, наблюдая такое зрелище трех мусульман с чистыми сердцами,
смиренными душами, сказал: "Аус и Хазрадж были рабами, которые стояли
рядом с Пророком, участвуя в службе и жертвоприношении. Что делают эти
чужестранцы среди вас? Кто просил их быть среди помощников Пророка?" Слова
Кайса достигли ушей Пророка. Он поднялся и созвал свой народ, чтобы они
собрались в мечети, где он сказал им в гневе: "Бог един. Адам, общий
прародитель всех, един. Ваша вера едина. К тому же арабизм, как бы вы не
гордились им, не происходит ни от вашего праотца, ни от вашей праматери — это
просто ваш язык". Пророк старался сокрушить расизм и провозгласил декрет,
делающий равенство законом и осуждающий любую противоположную реакцию.
Однажды одного мусульманина, чей отец был негром,
принял Пророк. Некто Абу Зарр ал-Гаффари, который лелеял давнишнюю зависть
против него, сказал ему в присутствии Пророка: "О сын черномазого!"
Пророк, услышав это, немедленно устроил ему нагоняй, сказав:
'" Почему черная кожа его матери является
причиной того, чтобы презирать его?" Абу Зарр пал на колени, поцеловал
ноги и руки Пророка, сокрушался со всем смирением и посыпал прахом свою голову
до тех пор, пока не получил прощения Пророка.
Институт хаджа, или ежегодного паломничества в
Мекку, возложенного как обязанность на всех мусульман повсюду, по крайней мере
раз в жизни, оказал также глубокое воздействие на объединение и равноправие,
независимо от цвета кожи и классовой принадлежности, В словах профессора Филипа
Хитти из его книги '"История арабов" сказано: ''У Ка'абы, к которой
призывает собраться Владыка всех людей, эфиоп, бербер, китаец, иранец, индиец,
сириец и араб, богатый и бедный, высокопоставленный и из низов, подают друг другу
руку братства и вместе произносят двойной символ веры о том, что "нет
Бога, кроме Аллаха, Мухаммад Его Посланник". Таким образом, для ислама
единственное различие, которое существует между людьми, есть различие между
верой и неверием. И хадж оказал величайшую услугу в том, что сделал равноправие
и братство правилом жизни для миллионов в каждой стране".
Печально признавать, что лозунги классовой или
расовой идеологии в последние годы проникли в некоторые исламские государства,
что имеет своим трагическим результатом появление подобных расовых и классовых
делений в менее привилегированных странах. Наша задача заключается в том, чтобы
восстановить здоровую идеологию ислама и сделать ее распространенной по всему
миру в течение жизни одного поколения.
Hiç yorum yok:
Yorum Gönder