Западная цивилизация глазами мусульманина
ГЛАВА 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Давайте подведем итоги по темам, затронутым в
данном томе, и сделаем выводы, к которым они ведут. Мы начали с восхождения
человека от примитивного звероподобного существа, обитающего в норах и пещерах,
до искушенного обитателя атомно-космической эры и порожденного ею богатого
технологического общества.
Мы оценили это общество, как оно проявляет себя на
Западе, и изучили его взаимодействие с более медлительным Востоком, иллюстрируя
реакцией иранца на его пребывание в Европе.
Мы рассмотрели причины роста христианства и затем
тщательно исследовали историю его возвышения, его раскола на секты, а также
влияние этих событий на мир и, не в последнюю очередь, на антиисламскую
пропаганду, удостоенную такой свирепости, какая соответствует только сопернику,
которого действительно опасаются. Мы увидели ислам и христианство лицом к лицу
в Африке.
Мы обсудили поиски счастья в культуре, созданной
машинами, ее поклонение сексу, ее необузданное искание сенсаций в
материалистических сферах и реакцию отверженных, которые бунтуют против ее
бесценного однообразия,
Мы увидели следствия вседозволенности на примере
алкоголя; ужасные контрасты между имущими и неимущими, ставшие возможными в
этом мире благодаря безответственности тех, чья религия должна была бы заставлять
их питать любовь; кровавые войны, которые ведутся приверженцами общества защиты
животных от проявлений жестокости; расовую дискриминацию и развал семьи;
искусственные дефициты жизненно важных товаров, устроенные предпринимателями,
производящими некоторые первой необходимости предметы потребления.
Часть II обратилась к проблеме того, что ислам должен предложить этому
растревоженному миру; это — его учение о Человеке, о Вечности и Страшном Суде,
о социальной жизни на земле и обязанностях индивидуума в ней; его акцент на
разуме; его образовательная программа; его политическая вовлеченность и его
требование полного самовыравнивания каждой человеческой воли с Верховной Волей
Создателя всех вещей, видимых и невидимых.
Часть III подробно осветила способ разрешения социальных проблем в исламе:
алкоголизм, семейная жизнь, расизм, классовая борьба и мир во всем мире.
В конце концов мы задались вопросом: каково
положение ислама сегодня, какова его задача и какую роль он должен и мог бы
сыграть, помогая человечеству выбраться из трясины, в которую грозят ввергнуть
нас, каждого и всех, материалисты Востока и Запада, сеющие вражду?
Была сделана попытка быть добросовестно
беспристрастным, сообщать только известные факты, делать выводы из таких фактов
и рассматривать мир таким, каким он мог быть. Если полагаться только на
материалистическую основу, может показаться, что существуют основания для
лишенного иллюзий и приводящего в отчаяние пессимизма. Но чудеса ренессанса,
которые случались снова и снова в истории человечества, знание о тех великих
дарованиях, которые Создатель вдохнул в Свои создания, уверенность в Его
прощении и милосердном сострадании ко всем тем, кого Он насадил на эту землю,
и, более того, та вера, которая дана тем, кто вкладывает свою веру в Него и стремится
в ежедневной молитве отдать себя в Его распоряжение, чтобы Он направил на
прямую дорогу, дают нам оптимизм, уверенной надежды.
Мы поэтому заканчиваем так: "Иншаллах все вещи
будут повернуты к добру". Мусульманское выражение "Иншаллах" не
является, как об этом ложно утверждали некоторые западные деятели, отражением
косного, ленивого фатализма, который принимает все, что бы ни случилось, не
шевеля при этом и пальцем, чтобы сформировать ход событий; напротив, это
активное включение в Божественную службу, чтобы служить с покорностью, которой
послушный раб обязан благодетельному Господину и которую он отдает Ему,
владеющему его сердцем и душой. Если достаточное количество мужчин и женщин в
мире принимают эту покорность, кто может сомневаться в том, что Всемогущее
Провидение однажды опять извергнет щедрый дар Своей милости на погибающий мир?
Hiç yorum yok:
Yorum Gönder