Западная цивилизация глазами мусульманина
ГЛАВА 4
ИСЛАМ И ИДЕОЛОГИЯ
Наш мир расколот на два блока. Они придерживаются
противоположных идеологий, причем каждое из них поддерживается собственными
учеными и крупными авторитетами, которые в потоке памфлетов и книг доказывают,
что их идеология правильная, а их оппонентов — неправильная. Каждая из них
утверждает, что является единственной надежной дорогой к счастью, и говорит,
что их противник — единственная причина беспорядка и катастроф. Обе они не
могут быть правильными. Но обе могут быть неверными! Каждой из них может недоставать
какого-нибудь жизненно важного пункта. Однако обе они сделали большой вклад в
прогресс человечества через блестящую плеяду своих ученых и техников.
Прогресс в одной области не является
доказательством такого же прогресса в любой области человеческой жизни, так же
как и над елейность личности определенными талантами не говорит о компетенции
во всех родах деятельности. Выдающийся врач не является в силу одного этого
факта блестящим музыкантом! Так же как и технический прогресс не предполагает в
силу самого этого факта равноценного продвижения в сфере интеллекта, мудрости,
религии, управления, морали.
Доктор Алексис Кэррел пишет ("Человек —
неизвестное", с. 27 и 28): "Применение научных открытий изменило
материальный и воображаемый мир. Эти изменения оказывают на нас глубокое
влияние. Их неблагоприятный эффект происходит из того факта, что они делались
без учета нашей натуры, Наше пренебрежение собой дало механике, физике и химии
власть наобум видоизменять наследственные формы жизни. Человек должен быть
мерой всего. Он же, напротив, чужой в мире, который он создал. Он оказался
неспособным организовать этот мир для себя, так как не обладал практическими
знаниями собственной натуры. Таким образом, огромный прогресс, достигнутый
науками о неживом веществе за счет наук о живых вещах, является одной из
величайших катастроф, когда-либо испытанных человечеством. Окружающая среда,
рожденная нашим интеллектом и нашими изобретениями, не приспособлена ни к
нашему качественному содержанию, ни к нашей форме. Мы несчастливы. Мы
вырождаемся нравственно и умственно. Социальные группы и нации, у которых
индустриальная цивилизация достигла своего наивысшего развития, это как раз те,
которые становятся слабее и чей возврат в состояние варварства наиболее
стремителен".
Совершенствование и возвышение человека в целом
ряде различных областей нуждается в комплексе глубоких и универсальных учений,
основанных на реалиях человеческой жизни и свободных от всех недостатков и
ошибок. Такое может быть найдено только в учениях пророков Господа, которым
даровано откровение о происхождении мира.
Мораль, чтобы опираться на санкции, которые выше
чем природные, и воодушевляться тем, что находится выше материального, должна
строиться исключительно на фундаментальных и основных предписаниях.
С того самого момента, когда человек был помещен
на земном шаре и заложил фундамент цивилизации, к небесам вознесся вопль из
самых его глубин. Этот вопль мы называем религией. Ее истина непрерывно связана
с моральным предписанием.
Жестокость, раздоры, несправедливость, тирания,
война — все свидетельствует в пользу истины, что правительств и их законов
никогда не было достаточно, чтобы контролировать чувства, верования и ощущения
человека, как и для того, чтобы установить строй, основанный на справедливости,
счастье, мире и спокойствии в обществе. Наука и знания никогда не смогут
разрешить проблемы человеческой жизни, не смогут они помешать и ее крушению,
если не будут действовать в союзе с религией.
Уилл Дюран, американский социолог и философ, пишет
в своих "Удовольствиях философии" (с. 32 6/7):
'"Обладает ли правительство такой властью в
вопросах экономики и этики, чтобы сохранить все наследие знаний, нравственности
и искусства, накопленных поколениями и впечатлениями и вплетенных в ткань
национальной культуры? Может ли оно увеличить это наследство и передать его
последующим поколениям? Может ли правительство, имея в своем распоряжении весь
современный государственный аппарат, довести сокровища науки до тех угнетенных
слоев, которые все еще считают научные высказывания богохульством и
колдовством? Почему так мало людей управляют крупнейшими городами Америки?
Почему наше управление делами ведется таким образом, что заставляет плакать над
отсутствием благородной политики и истинного патриотизма? Почему коррупция и
обман проникли в наши выборы и разрушили общественную собственность? Почему
основная задача правительства выродилась сегодня до попытки просто
предотвратить преступность? Почему правительства не стремятся к тому, чтобы
понять причины войны и условия мира? Церковь и семья должны взять на себя
функцию возложения цивилизованности на такие правительства".
Западное общество способно только продолжать
терпеть моральный беспорядок и его разрушительные методы из-за своих
ограниченных возможностей взять реформы в собственные руки. Но продолжение
этого состояния дел уже бьет тревогу. Опасность таится рядом, близко, поскольку
цивилизация остается устойчивой только так долго, как существует равновесие
между целями и средствами достижения цели, между властью и стремлением, Когда
это равновесие нарушается, следует такое насилие, что никакое добро не может
остановить его. Оно устремляется очертя голову к неизбежному разрушению. Вы не
найдете ни одного народа во всей истории человечества, который бы пережил
моральное разложение, связанное с потаканием собственным слабостям и
вседозволенностью.
Рим погиб. Слава Греции пришла в упадок. Франция,
из-за обходительности своих граждан, дала слабину и отступила перед первой
атакой нацистов. Один из их наиболее известных генералов сам писал, что
причиной их слабости является внутренняя эрозия характера.
Шпенглер предвидел падение западной цивилизации и
сказал, что другие страны увидят в будущем, как возникают великие культуры.
Возможно, Восток будет одним из первых, кто вернется к своему древнему
наследию. Это не произойдет через поклонение фальшивым святыням введенных в
заблуждение цивилизаций. Но упадок одной цивилизации может пробудить людей к
Божественному замыслу и вдохновить их на то, чтобы следовать ему, и, таким
образом, с помощью этой высокой истины основать совершенно новую общественную
жизнь на здоровых основаниях.
Hiç yorum yok:
Yorum Gönder